Ваш город Москва?

Проект «Лабораторий будущего», развёрнутый в МАИ

Поделиться:

Проект «лаборатории будущего» в развернутый человек. Московский авиационный институт представляет собой аналог технопарка и включает в себя научные лаборатории, конструкторские бюро, ресурсные центры, научно-образовательные центры и лаборатории, экспериментально-опытный завод.

На сегодняшний день, несмотря на возросшие требования, предъявляемые к инфраструктуре ИТ образовательных учреждений, во многих ВУЗах до сих пор в качестве рабочих мест учащихся используются устаревшие, как морально, так и физически, персональные компьютеры (так называемые «системные блоки»), объединённые в локальную сеть.

Подобные решения никак нельзя назвать современными, поскольку они не выдерживают никакой критики в рамках требований ИБ, удобства работы, возможностей использования репозитариев с учебными программами и интегрирования в современную «облачную» среду.

Помимо этого, упомянутое «архаичное железо» нуждается в постоянном персональном администрировании уполномоченным персоналом (проведении регулярных плановых ТО, установке и обновлении ПО) каждой рабочей станции, что неизбежно влечет за собой увеличение эксплуатационных расходов.

Удалённое администрирование ПК невозможно по причинам требований ИБ. Парк физических машин также ограничивает возможности ВУЗа по организации удалённого обучения студентов, в частности, доступа к настроенному учебному месту.

В МАИ, во многом благодаря инициативе и профессионализму преподавателей кафедры «Вычислительная математика и программирование» Алексея Рыбалко и Александра Марасанова, а также поддержке декана факультета Сергея Крылова, было реализовано современное решение для организации рабочих мест студентов и преподавателей. На базе нескольких серверов и дисковой системы был оборудован кластер виртуализации, на котором развернули инфраструктуру VDI.

Были развернуты виртуальные машины студентов с набором специального учебного ПО:

VirtualBox для организации занятий по администрированию/виртуализации
Образ CentOS 6.8 для развёртывания в режиме вложенной виртуализации и настройке под различные задачи администрирования
Образ Ubuntu 14.04 LTS для развёртывания в режиме вложенной виртуализации и настройке под различные задачи администрирования
Python 3.5 интерпретатор для написания скриптов настройки на занятиях по администрированию/виртуализации
Continuum Analytics Anaconda 4.3x с Jupyter Notebook среда организации пакетов и среда разработки скриптов настройки на занятиях по администрированию/виртуализации

 

Для занятий по теории вероятностей и математической статистике также используются рабочие места с ПО:

MatLab для проведения вычислений
Visual Studio для написания кода на C# по расчёту задач в рамках лабораторных работ
IntelliJ IDEA для написания кода на Java по расчёту задач в рамках лабораторных работ
Microsoft Office 2010 для документирования лабораторных и курсовых работ, а также для проведения отдельных занятий по офисным продуктам Microsoft (Excel, Access)

 

Аппаратно рабочие места выполнены на устройствах ТОНК 1000А и ТОНК TN1000 с установленным клиентом к пилотной инфраструктуре VMware Horizon 7. Учащиеся и преподаватели получили возможность доступа к учебным ресурсам и папкам с документами не только с любого компьютера в классе, но и со своих мобильных устройств: изнутри ВУЗа с помощью WiFi сети, и извне - посредством VPN.

Таким образом, налицо выигрыш в аппаратной части. Высокий показатель наработки на отказ (до 60 000 часов) тонких клиентов позволяет, единожды создав «легкие рабочие места», впоследствии заниматься только модернизацией  серверов в соответствии с плановым развитием ИТ. Следовательно, пристального внимания и администрирования требует только серверная часть. 

Виртуальные рабочие места на сервере были настроены таким образом, что создаются из шаблона и выдаются в момент подключения нового студента. При этом, за счёт технологий горячего старта и кеширования, студент не чувствует задержек. После отключения студента от рабочего места на срок более 20 минут рабочее место автоматически удаляется. 

Благодаря такой организации стало возможным давать пользователям расширенные права Power User и Administrator на рабочих местах, без опасений порчи системы, а антивирусный контроль при этом требуется лишь для сетевых файловых хранилищ, где студенты сохраняют промежуточные результаты своей работы. Подобное решение также избавляет от необходимости приобретать большое количество дорогостоящих лицензий на ПО, устанавливать его на каждое рабочее место. Вместо этого можно использовать сетевые лицензии и забирать их для работы в любом из классов ВУЗа по мере необходимости. 

Поскольку тонкие клиенты ТОНК не имеют принудительного охлаждения, они абсолютно бесшумны и могут быть размещены непосредственно за монитором с помощью VESA-крепления, что дает возможность лучше организовать учебное пространство. Помимо этого, за счет низкого энергопотребления тонких клиентов, выигрыш только в расходах на электроэнергию составит приблизительно в 10 раз. 

Также студенты оценили удобство того, что тонкий клиент включается и выключается фактически мгновенно при нажатии одной кнопки. В конце занятия не нужно тратить драгоценные секунды перерыва на ожидание выключения системы.

Учащиеся получили доступ к образовательным ресурсам и своим документам также с мобильных устройств и домашних компьютеров, что позволило полностью отказаться от использования физических носителей информации — флэшек.

В результате совместной работы специалистов, занятия студентов одного из ведущих ВУЗов страны проходят как на продуктах мирового лидера в сегменте VDI (VMware), так и на устройствах от лидера отечественного рынка терминальных решений — ТОНК!

Поделиться:

Последние статьи